Азбука управления
Что делать, когда хороший сотрудник допускает ошибку или несколько слов про каузальную атрибуцию
Руководитель после ошибки сотрудника вызывает его на разговор и произносит:

- Я понимаю, что ты не специально совершил ошибку. Это случайность. Тем не менее, поделись, что будешь в будущем делать, чтобы не повторять?

Узнали модель бесконфликтной обратной связи? Чтобы не наступить на тонкие чувства сотрудника, руководитель максимально смягчает ситуацию.

Такое поведение руководителя проявляется не всегда. Чаще всего, когда речь идет о хорошем сотруднике, у которого и показатели, что называется, на уровне, и отношения в коллективе прекрасные. Придраться не к чему, а тут ошибка.

Еще одна ситуация, в которой может проявиться такое мягкое отношение – когда сотрудник является одновременно другом/подругой руководителя или их связывают родственные связи.

Плюсы формулы: бережность к чувствам сотрудника.
Минусы формулы: риск воспитания безответственности, неинформативно с точки зрения ошибок в процессе работы.

Давайте немного углубимся в теорию, прежде чем перейти к реконструкции формулы разговора.

В 1958 году вышла работа Ф.Хайдера «Психология межличностных отношений», в которой было положено начало изучению каузальной атрибуции. Этот термин наверняка, слышали. Уж про ошибку атрибуции точно знаете. Это когда мы склонны свои успехи объяснять своими личностными качествами, а успехи кого-либо стечением обстоятельств. Свои поражения же мы объясняем иначе – исключительно за счет стечения обстоятельств, в то время как неудачи других – их личностными особенностями.

- Почему я выполнил план работ? Потому что много работаю и знаю, как планировать.
- Почему Вася выполнил план работ? Ему просто повезло (работу приняли не проверяя, клиенты сами звонили, рынок изменился и т.п.)


Так что же такое каузальная атрибуция? Сейчас будет научное объяснение.

"Каузальная атрибуция представляет собой мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, а главное — на развитие у человека способности предсказывать их" [Немов С.Р., Психология].

В этой короткой заметке мы с вами остановимся только на одном проявлении каузальной атрибуции.

Итак, согласно исследованиям, люди не всегда не то что как-то понимают причины своих действий, они даже далеко не всегда ощущают потребность разобраться в этих причинах! Чаще люди совершают поступки необдуманно (согласно ошибке атрибуции, каждый читающий может сейчас сказать – это не про меня, я то точно разбираюсь в причинах, а вот другие нет :) )

Мы не понимаем причины своих действий, не ощущаем потребности в них разбираться. Зато потом уже находим им объяснение. Важно – такие выводы были подтверждены экспериментально.

Однако, скажете вы, мир меняется. Но поменялось ли упомянутая закономерность? Вряд ли. Почему, кстати, кто-то обошел вас в гонке по карьерной лестнице? Благодаря своим личностным качествам или обстоятельства тому способствовали? Опять она, это «ошибка атрибуции»…

Так вот, из-за того, что сам сотрудник далеко не всегда понимает причины поступка, и необходимо детально разбираться в его «картине мира». Ему помочь, и себе "пользу нанести".

Разбираться - это не значит давить на сотрудника, издеваться, мучать, быть токсичным руководителем.
Разбираться - значит помогать сотруднику осознавать причины его поступков. Мы с вами разделим процесс на «как делать» и «что делать». Сейчас речь про «что делать» - разбираться в причинах. Как именно это делать – в этом месте может, действительно, появиться токсичность руководителя, обиды сотрудника. Оставим тему на отдельный большой разговор.

Дополнительно к тому, что сотрудник сам разбирается в причинах поступка, приведшего к нарушению/ошибке, еще и руководитель начинает понимать взаимосвязи процессов в подразделении, которые могут привести к маленькой катастрофе в работе.

«Ну так и что?», скажете вы, «совсем не разговаривать с сотрудником?»

Конечно разговаривать. Предлагаю использовать такую формулу. А далее, основываясь на теперь уже известном проявлении каузальной атрибуции, уточнять, прояснять причины, чтобы в дальнейшем сделать возможным системные положительные изменения в подразделении.

Важно понимать, что хороший руководитель выстраивает систему. В этом его ключевая компетенция, как сказали бы во многих организациях. И в этом же его большой риск, как дополню я, зная реальную практику управления.

Формула:
- Очень хочу вместе с тобой разобраться в причинах произошедшего. Поделись, как ты это видишь со своей стороны, что произошло?
Далее не торопиться с принятием первого объяснения. Дать время подумать, задать еще пару уточняющих вопросов.

Согласитесь, что и с другом такой разговор вполне возможен. Я убрал лишь приписывание своих мыслей о причинах (психологи называют такой феномен «проекцией»).

С любовью к практике и уважением к теории,
Михаил Иванов

Made on
Tilda